Барахолка у ДАНТЕ
Главная | Новый год
 
Воскресенье, 19.05.2024, 05:31
| RSS
Меню сайта
Осваиваем eBay
Стань своим
на аукционе eBay!


eBay
Новый Год и не только...
Покупки к Новому Году и не только...

NY
Стив Джобс. Биография
Автор: Уолтер Айзексон

dzh
Новости Белгорода
Контакты
E-mail: ilgaluda@gmail.com,

ICQ: 372-444-597
Друзья сайта
  • Ремонт, настройка компьютеров
  • Пристань Лионеля
  • Блог Сергея Немцева
  • Полезная справка
  • Информационное агентство bel.ru
  • Фронт-проект "Тайны августа 1991-го"
  • Проект Общее дело
  • Земельные участки Белогорья
  • Мировой экономический кризис
  • Трезвая Русь
  • Барахолка у ДАНТЕ
  • Кто же это, «Новый год»?

    Праздник как миф и как средство управления

    Часть 1 / Часть 2

    История возникновения «самого любимого в народе» праздника для многих из нас "тайна велика есть". В беседах с людьми на эту тему в лучшем случае вспоминаются "Пётр первый" и "Рождество Христово".

    newy

    Что же мы вообще празднуем на Новый год? Давно ли этот праздник стал «всенародно любимым»? А зачем вообще это нужно знать? Давайте попытаемся вместе разобраться в этих вопросах.

    Начнем с понятия «праздник». Понятие, как известно - это слово, плюс образ, который стоит за этим словом и возникает в голове у человека, употребляющего, либо воспринимающего это слово. Так вот, слово «праздник» происходит от слова «праздность», то есть, безделие. Слово «праздный» в словарях определяется как «незанятый, порожний, свободный, пустой», примеры: праздная посуда – «пустая», праздное место - «ничьё». Интересно, что праздной называли также небеременную женщину, считая ее тоже «пустой», «незанятой». Применительно к вещи Даль определят слово праздный как «никому в это время не нужный». Если речь идет о человеке, то «праздный» означает «шатун», «лентяй». В чешском языке, например, слово «prazdny» сохранило своё первоначальное значение - это «пустой», «свободный от чего-либо».

    Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков, что отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.). Характерно, что существует несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь). То есть, понятие «праздник» включает в себя образ «ничегонеделания», пустоты, отказа от труда, употребления алкогольных ядов.

    Однако, есть ведь в современном употреблении этого слова и некая иная составляющая — радость, веселье и торжество? Несомненно. Но основная часть этих смыслов ранее передавалась в русском, славянском языках другими словами. Давайте сравним.

    В украинском языке до сих пор для передачи этого образа употребляется слово «свято», «святковать». Не правда ли, слово, совершенно не требующее пояснений, и вызывающее совершенно иные образы, чем «праздник»? Этот образ - торжественное мероприятие в честь чего то «святого». Сохранилось, также, ограниченно употребимое слово «тризна», в современном понимании, торжество в честь усопшего. Слово «тризна» легко и естественно раскладывается на составляющие: «три-зна», то есть, «познание триединства, или «троицы», в смысле прикосновения к вечному, сущностному, мировоззренческому. У В.И. Даля встречаем упоминание: «праздновать тризну», из чего напрашивается вывод, что слово «праздник» в современном его употреблении, было введено совсем недавно по историческим меркам. Ранее оно употреблялось как пояснение - «празднуем, бездельничаем, поскольку тризна». Либо, «празднуем, бездельничаем, поскольку свято». То есть, слово «праздник» требовало пояснения — а почему «праздно»? Вероятно, в наше время, 99 человек из 100 опрошенных на этот вопрос в предновогодней суете ответят: «Потому, что Новый год!».

    Давайте теперь перейдём непосредственно к рассмотрению истории возникновения «самого всенародно любимого праздника». Заодно постараемся разобраться, «свято» это, «тризна», либо же «просто праздник».

    В странах Европы Новый год начинается 1 января. В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый год, приходится на разные даты солнечного года. До 10 века на Руси, как и у всех славянских народов (восточные - русские, украинцы, белорусы, западные - поляки, чехи, словаки, лужичане, южные - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы) начинался в дни весеннего равноденствия, когда оживала природа и люди начинали заботиться о посеве нового урожая. И это естественно — природное обоснование «начала очередного годового цикла». (1 января же, не происходит никаких природных событий, которые объясняли бы установления начала календарного цикла именно с этой даты.) Счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

    Начало нового года и у других народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 году до Рождества Христова Юлием Цезарем. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

    Во Франции новолетие считали с марта до 755 года. С 25 декабря, а затем, в XII и XIII столетиях - со дня святой Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.

    С 988 года на Руси начало внедряться христианство и сопутствующее ему византийское летоисчисление. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое по христианским представлениям произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

    С этим связан один из культивируемых в последнее время мифов — о том, что Пётр I, якобы, «украл» у славян 5,5 тысяч лет истории, введя новое летоисчисление. Поскольку современному человеку, видевшему в музее окаменелости динозавров, живших миллионы лет назад, довольно трудно доказать, что мир был создан 7,5 тысяч лет назад, даются ссылки на некие мифологические источники, якобы свидетельствующие о том, что «сотворение мира» обозначало «заключение мира после войны между славянским народом и китайцами». Различным «вещунам», «фолк-историкам» и прочим народным сказочникам неплохо было бы узнать, что существует в современной России организация, которая также не признала так критикуемой ими Петровской реформы календаря и перехода к летоисчислению «от Рождества Христова» и продолжает считать дни «от сотворения мира». И называется эта организация... Русская Православная Церковь (об этой странности - несколько ниже). Дело в том, что истинное происхождение летоисчисления «от сотворения мира» - вовсе не славянское, а имеет точно такие же библейские корни, как и нынешнее, поскольку к моменту Петровских реформ на Руси уже более 700 лет господствовала христианская религия. Само «сотворение мира» православными теологами относилось к пятнице — шестому дню творения, вычисленному согласно Септуагинте как 1 марта 5508 год до н. э. Впоследствии эта дата была официально утверждена на VI Вселенском соборе 681 года как суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. Начиная с VII века она постепенно стала основой текущей хронологической системы в Византийской Империи и во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Древняя Русь также приняла это летоисчисление уже в готовом виде.

    Существовали и другие версии «начальной даты», ведь попытки перебросить хронологический мост между современностью и событиями, описанными в Библии осуществлялись с первых веков становления христианства. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р. Х.), антиохийская (5969 год до Р. Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р. Х.).

    Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н. э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н. э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.

    Осмысливая чрезвычайную важность системы летосчисления, как одного из способов управления людьми, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973 -1048 гг. н. э.) говорил: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Бог - властители мира".

    Это же можно отнести и к современному именованию месяцев года. Сравните сохранившиеся в связи с меньшим внешним давлением смысловыражающие названия месяцев в современном украинском языке с современными русскими названиями — Cічень, Лютий, Березень, Квітень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень. Древнейшие памятники русской письменности показывают, что на протяжении тысячелетий месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные ветви славян, получали разные названия.

    Современный январь, например, в разное время в славянских языках носил вполне осмысленные наименования: «студень, просинец (то есть время появления проблесков синего неба), снеговик, трескун, огневик, ледовик, снежень»;

    безсмысленный для русского уха февраль - крутень, зимобор, криводорог, межень;

    март - капельник, протальник, соковик, красовик;

    апрель - краснец, лукавец, журчальник, водолей;

    май - песенник, громовик, травник;

    июнь - кресень, червивник, червень (красень) изок (стрекочут кузнечики — «изоки»);

    июль - белець, грозовик, дождевик;

    август - копень, густарь, хлебодел, жнивец, заряничник, огородник, прибериха-припасиха, спасивець;

    сентябрь - ревун, заревник, севень, бабское лето, покровник;

    октябрь - грязень, хмурень, листопадник, зазимник, свадебник;

    ноябрьгрудкотрус (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопадец;

    декабрьстудень, лютень, хмурень, стужайло, мостовик, трусим.

    Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, установили считать 1 марта — день (реже — день празднования Пасхи), наиболее близкий к весеннему равноденствию, вероятно, чтобы снизить напряжённость сопротивления излому исконных традиций.

    Так обстояли дела вплоть до 1492 года, когда Иоанн III постановлением Московского собора утвердил гражданское начало – наступление нового года сдвинулось на 1 сентября и эта дата считалась началом года вплоть до 1698 года. Для того чтобы укоренить в народе уважение к «сентябрьскому новолетию», Иван III позволил каждому, будь то нищий крестьянин или знатный дворянин, войти в этот день в Кремль и подавать жалобы, искать милости лично у государя. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. В этот же день, кстати, собирался оброк и подати. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, - пироги, калачи, пряники, а также одежду. Но введение нового календаря не заставило народ отказаться от привычного церковно-христианского летоисчисления, и на протяжении двух столетий в стране существовали оба календаря, что вносило значительную путаницу в даты.

    Тогда же, в XV в. в церковно-славянском изложении календарных вопросов было создано несколько новых хронологических элементов. Важнейшим из них являлось «вруцелето» (Способ удерживать в памяти различные календарные и пасхальные таблицы, располагая числа таблицы по суставам пальцев руки, т. е. «держать лета в руке». Были «руки» на разные случаи, например «рука рождению и ущерблению Луны», «рука Иоанна Дамаскина — круг Солнцу» и т. д. ) — термин, применявшийся в православных церковных календарях и имевший большое значение при составлении пасхалий.

    19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»). Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». В Указе говорилось: "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. января 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

    Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно». Обратим внимание на то, что в Указе Петра в современном понимании слова «год» употребляется слово «лето». Это же слово сохранило ограниченную употребимость в своём первоначальном смысле в современном русском языке, например, когда мы спрашиваем: «Сколько тебе лет?», отсюда же слово "летопись".

    Откуда же взялось словосочетание «Новый год»? Представляется обоснованной версия того, что в связи с окончательным переводом летосчисления с календаря основанного на объективных природных явлениях окружающего мира, на календарь, имеющий религиозно-христианскую основу, с отсчётом «от рождества Христова» (хотя и это, как будет показано далее, не совсем верно), и произошла данная подмена понятий. В окружении Петра при царском дворе, представлявшем из себя «управленческую «элиту» того времени, как известно, было засилие немцев и голландцев. Царь Пётр Великий и одевался исключительно на немецкий лад, как и прочие придворные, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Феодоровны. В германских языках слово God (Gott) обозначает «Бог». Слово "год" в русском языке того времени уже существовало, но употреблялось в смысле некоего промежутка времени (отсюда современные: погоди, погода). В связи с переводом Руси на празднование новолетия «от рождества Христова», поздравления «с новым Богом!» на немецком языке звучали как «Mit dem neuen Gott!», что, вероятно, и трансформировалось в «русское» «Новый год», о чём в Указе Петра сказано: «Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком... В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Именно из уст Петра Великого пошло поздравление: «С Новым годом! С новым счастьем!».

    Вполне понятная для владеющей немецким языком «элиты» того времени «шутка». Пожелание "С новым счастьем!" - также довольно странное. По-русски естественно желать "много счастья" или "больше счастья". Пожелание "С новым счастьем", однако же, вполне уместно в сочетании с поздравлением "с новым Богом!", поскольку в этом случае речь идёт о мировоззренческом вопросе и данное пожелание можно воспринимать как сарказм тех, кто понимал, о чём идёт речь. Человеку, принявшему "нового Бога", действительно нужно "новой счастье", поскольку "старое", основанное на прежней системе ценностей, перестаёт быть таковым. И речь в данном случае идёт не о Боге Иисуса Христа, как будет показано ниже, поскольку празднуется 1 января вовсе не его рождение.

    Неоднозначность этого Указа подтверждается также тем, что церковь не поддержала этой царской реформы и до сегодняшнего дня, вопреки расхожим представлениям, продолжает считать новолетием 1 (14) сентября и отсчитывает лета «от сотворения мира» (5509 год до Рождества Христова - «Константинопольская эра»). Хотя казалось бы, кому, как ни церкви поддержать "прославление Христа", введением летоисчисления от "Рождества Христова". Но, видимо, как тогда, так и сейчас, высшие церковные иерархи обладали дополнительной информацией, заставляющей их отказаться от этого шага.

    На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года»: «Поелику в России считают Новый год по–разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1–го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Этим указом был «запущен» ещё один миф — дело в том, что 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в., новый век наступил с 1 января 1701 г. И с тех пор повелось у нас на Руси отмечать смену эпох на год раньше.

    Указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные на столбах смоляные бочки.

    У немцев же была «подсмотрена» и введена Указом Петра традиция украшать это празднование ёлкой и хвойными ветвями. "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить". Сначала хвойные деревца украшали конфетами, орехами, фруктами и овощами. Игрушки, фонарики и прочие декоративные вещички на елке появились значительно позднее – впервые она засверкала огнями лишь в 1852 году в здании Екатерининского, ныне Московского, вокзала в Петербурге.

    См. Продолжение

    Форма входа
    Поиск
    Новостная лента
    Погода в Белгороде
    Статистика
    Кнопки
    Санкт-Петербургская Академия социальных технологий им. Г.А.Шичко

    Россия без наркотиков!

    Союз Борьбы за народную трезвость

    Социальная сеть ВсеРусские.ру

    Холодная война


    Copyright mAros © 2024 
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.