К 1941 году отечественная промышленность выпускала откровенно устаревшие грузовики – ГАЗ-АА и ЗиС-5. Зато примитивность советских автомобилей позволяла обходиться низкосортным топливом и маслами. Надежные отечественные грузовики дополняли 427700 американских грузовиков и внедорожников.… Какие автомобили воевали с 1941 по 1945 гг.? Рассказ о них ниже.
ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ
- Годы выпуска – 1932-1946 гг.
- Двигатель – 3,3 л, 40 л.с.
- Привод – 4х2
- Грузоподъемность – 1500 кг
Горьковский грузовик оказался незаменимым – возил пехотинцев и раненых, таскал пушки и прицепы.… Поэтому «полуторка» оказалась неотъемлемым символом прошедшей Войны. Кстати, основой автомобиля послужил американский Ford-AA, скопированный довольно скрупулезно. 40-сильный моторчик (отличавшийся, кстати, нескромным расходом горючего) разгонял грузовик до 70 км/ч.
ЗиС-5
- Годы выпуска – 1933-1958 гг.
- Двигатель – 5,6 л, 73 или 76 или 85 л.с.
- Привод – 4х2
- Грузоподъемность – 3000 кг
Когда создавалась зисовская трехтонка, основной задачей конструкторов являлось обеспечение максимальных надежности и простоты, дешевизны и прочности.… Потому конструкция оказалась довольно примитивной: лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, жесткие мосты, механические тормоза… Двигатель – рядная 5,6-литровая 73-сильная шестерка. Бесхитростная кабина отличалась деревянным каркасом и жестяной обивкой (прибавьте отсутствие амортизаторов, отопления и вентиляции!)… Зато водители отмечали отличную грузоподъемность и ремонтопригодность.
Studebaker US6
- Годы выпуска – 1941-1945 гг.
- Двигатель – 5,2 л, 94 л.с.
- Привод – 6х4 или 6х6
- Грузоподъемность – 2500 кг
Отсутствие качественной и проходимой техники – основная проблема советских военных водителей. Поэтому появившиеся в армии «Студебекеры», поставлявшиеся по ленд-лизу, оказались настоящей сенсацией! Недостатками грузовика оказались большой расход топлива и чрезмерный износ резины. Недостатки компенсировались превосходными проходимостью и тяговитостью – «американцы» уверенно вытаскивали застрявших «советов». Кстати, «Студебекеры» служили основой передвижных минометных орудий.
ГАЗ-М1
- Годы выпуска – 1935-1943 гг.
- Двигатель – 3,3 л, 50 л.с.
- Привод – 4х4
- Грузоподъемность – н.д.
Легендарная «Эмочка» перевозила и полковников, и генералов.… Причем основой советской легковушки послужил американский Ford-40, доработанный отечественными инженерами. Доработки оказались довольно своеобразными – конструкторы, которыми руководил знаменитый Андрей Липгарт, заменили высокотехнологичные американские агрегаты подходящими отечественными: восьмицилиндровый двигатель – четырехцилиндровым, поперечные рессоры – продольными, спицованные колеса – штампованными.… Зато ходовые качества остались американскими – машина радовала пассажиров плавностью и комфортом.
Willys MB
- Годы выпуска – 1942-1945 гг.
- Двигатель – 2,2 л, 32 л.с.
- Привод – 4х4
- Грузоподъемность – 250 кг
Полноприводной внедорожник разрабатывали специалисты заокеанской компании «Бантам». Затем простую и проходимую машину начали выпускать «Виллис» (под названием «ЭмБэ») и «Форд» (под названием «ДжиПиВи»). Причем советские механики получали автомобили разобранными и самостоятельно собирали! Достоинства «Виллиса»: отличная проходимость и хорошая динамика. Недостатком автомобиля оказалась узкая колея – фронтовые водители нередко опрокидывали заокеанский полноприводник.
ГАЗ-67Б
- Годы выпуска – 1944-1953 гг.
- Двигатель – 3,3 л, 54 л.с.
- Привод – 4х4
- Грузоподъемность – 400 кг
«Шестьдесят седьмой» коллектив конструкторов разрабатывал 51 день! Двигатель – от ГАЗ-АА, остальное – от ГАЗ-61. Получился уникальный полноприводной внедорожник, перевозивший связистов, разведчиков и командиров. Кстати, «Иваны Виллисы», как называли автомобиль фронтовые водители, отличались отличной проходимость, благодаря продуманной геометрии и широкой колее. 54-сильный двигатель разгонял автомобиль до 90 км/ч.
Dodge 3/4
- Годы выпуска – 1942-1945 гг.
- Двигатель – 3,8 л, 92 л.с.
- Привод – 4х4
- Грузоподъемность – 750 кг
«Трехчетвертной», именуемый американцами «weapon carrier» - транспортер оружия, занимал промежуточную позицию между грузовиками и внедорожниками. Такие автомобили перевозили нетяжелые ответственные грузы и легкие артиллерийские пушки... Особая профессия «трехчетвертного» – санитарный фургон. Советским аналогом внедорожника является послевоенный ГАЗ-62, который не увидел конвейерного производства…
ЗИС-6
- Годы выпуска – 1934-1941 гг.
- Двигатель – 3,8 л, 92 л.с.
- Привод – 6х4
- Грузоподъемность – 4000 кг
Вышеназванный грузовик – трехосный вариант ЗиС-5, перевозивший реактивные установки «Катюша». Причем «шестерки» – автомобиль достаточно редкий, что обусловлено скромными объемами выпуска. Причем водителю выдавалась связка гранат, чтобы подорвать автомобиль, если возникнет реальная угроза захвата.
Военные действия уничтожили 351800 автомобилей: и советских, и американских. Поэтому сегодня раздобыть фронтовые грузовики и внедорожники (и распространенные ЗиС-5 и ГАЗ-ММ, и редчайшие ЗиС-42 и ГАЗ-67) практически невозможно. Остается рассматривать архивные фотографии и сохранившиеся экземпляры, удивляясь, как простые и надежные автомобили помогли победить целому народу…
Алексей КОВАНОВ
Autoban.km.ru